Російська мова в українській школі




Морфологический  разбор 
имени существительного
Схема морфологического разбора
1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж  единственного числа).
2. Морфологические признаки:
    Постоянные:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) конкретное, абстрактное, вещественное, собирательное;
г) род;
д) склонение.
     Непостоянные:
а) число;
б) падеж.
3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является)
Образец устного  разбора
Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката  (И.Тургенев).
Звезда – имя существительное, обозначает предмет. Начальная форма (что?) звезда.
Постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, конкретное, женского рода, I склонения; непостоянные морфологические признаки: в форме единственного числа, именительного падежа.
Синтаксическая роль: (Что?)  звезда  (подлежащее).
Образец письменного разбора
1.    Звезда – сущ., обозначает предмет, н.ф. – звезда;
2.    Пост. признаки: неодуш., нарицат., ж.р. 1 скл.,
не пост. признаки: ед.ч., Им.п.
3.    Зажглась (что?) звезда.

Морфологический  разбор
имени прилагательного

Схема морфологического разбора
1.                 Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
2.            Морфологические признаки:
Постоянный:  разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное).
          Непостоянные: 
1) у качественных прилагательных: краткая или полная форма, степень сравнения;
2) у всех прилагательных: падеж, число, род (в единственном числе).
3.            Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Образец устного разбора
Багровое солнце прорезало низкие тучи и длинными розовыми лучами осветило белоснежную равнину  (В.Ян).
1.                 Низкие прилагательное. Обозначает признак предмета. Начальная
     форма – низкий.
2.     Постоянный морфологический признак:  качественное.
Непостоянные морфологические признаки: в полной форме, в форме винительного падежа множественного числа.
3.     Синтаксическая роль: (определение)  Тучи (какие?) низкие  
Образец письменного разбора
1.     Тучи (какие?) низкие – прил., обозначает признак предмета, н.ф – низкий.
2.     Пост. признаки: качеств.;
непост. признаки: полн.ф., мн.ч., В.п.
     3.  Тучи (какие?) низкие.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
Схема морфологического разбора
     1.            Часть речи. Общее значение.
Начальная форма (именительный падеж, мужской род (если есть), единственное число (если есть)).
     2.            Морфологические признаки:
 Постоянные: 
а) разряд по структуре (простое, сложное, составное); 
б) разряд по значению (количественное, собирательное, порядковое).
Непостоянные: 
а) падеж; 
б) число (если есть); 
в) род(если есть).
     3.            Синтаксическая роль (каким членом предложения является).
Образец устного разбора
Третьим больным в восьмой палате был черный студент Торбецкий (Л.Андреев)
Восьмой числительное. Начальная форма – восьмой.
Морфологические  постоянные признаки: простое, порядковое; 
непостоянные морфологические признаки: в форме предложного падежа, единственного числа, женского рода.
Синтаксическая роль: В палате (которой?) восьмой  (определение).
Образец письменного разбора
1.     (В) восьмой – числ., обозначает порядок при счёте, н.ф. – восьмой.
2.     Пост. признаки: порядков., прост.;
не пост. признаки: П.п., ед.ч., ж.р.
3.     В палате (которой?) восьмой. 
Морфологический разбор
местоимения

Схема морфологического разбора
1.               Часть речи. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2.                        Морфологические признаки:
Постоянный: разряд, лицо (уличных местоимений)
Непостоянные:  а) падеж;  б)число (если есть);  в)род (если есть).
3.            Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Образец устного разбора
Все поражало его в этом городе, и прежде всего пространство (Ю.Тынянов).
Этом местоимение. Начальная форма – этот.
Постоянный морфологический признак: указательное.
Непостоянные морфологические признаки: в форме предложного падежа, единственного числа, мужского рода.
Синтаксическая роль: В городе  (каком?) этом  (определение).
Образец письменного разбора
1.     Этом – мест., н.ф. – этот.
2.     Пост. признаки: указательные;
          непост. признаки: П.п.
3.     В городе (каком?) этом.


Морфологический разбор
глагола
Схема морфологического разбора
  1.   Часть речи. Начальная форма (инфинитив).
 2.  Морфологические признаки:
Постоянные морфологические признаки:
а)  вид (совершенный или несовершенный);
б)  спряжение (первое, второе, разноспрягаемый);
в)  переходный или непереходный;
г)  возвратный или невозвратный.
Непостоянные морфологические признаки:
     а)  наклонение (изъявительное, повелительное, условное);
     б)  время (в настоящем и будущем времени);
      г)  число;
      д)  род (в единственном числе прошедшего времени).
3.  Синтаксическая роль.
Образец устного разбора
Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка  (М.Салтыков-Щедрин).
Перевоспитать глагол. Начальная форма – перевоситать.
Постоянные морфологические признаки: совершенный вид, I спряжение, переходный, невозвратный.
Непостоянные морфологические признаки: не имеет, т.к. это начальная неизменяемая форма глагола.
Синтаксическая роль: Нельзя перевоспитать  (сказуемое).
Образец письменного разбора
1.     Перевоспитать – глагол, н.ф. – перевоспитать.
2.     Пост. признаки: сов.вид, 1 спряж., переход., невозвр.,
непост. признаки: не имеет.
3.     Нельзя перевоспитать.
Морфологический разбор
причастия
Схема морфологического разбора
1.       Особая форма глагола. Начальная форма (именительный падеж,    единственное число, мужской род).
2.       Морфологические признаки:
     Постоянные морфологические признаки:
а) действительное или страдательное;
б) вид (совершенный или несовершенный);
в) время (настоящее или прошедшее).
     Непостоянные морфологические признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий);
б) число;
в) род (в единственном числе);
г) падеж (у полных причастий).
3.  Синтаксическая роль.
Образец устного разбора
Свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья (И.Тургенев).
Упавшие особая форма глагола, причастие. Начальная форма – упавший.
Постоянные морфологические признаки: действительное, совершенный   вид, прошедшее время.
Непостоянные морфологические признаки: множественное число, винительный падеж.
Синтаксическая роль: Листья (какие?)  упавшие  (определение)
Образец письменного разбора
1.     Упавшие – прич., особ. форма глагола, н.ф. – упавший.
2.     пост. признаки: действ., соверш., прош.вр.
непост. признаки: мн.ч., В.п.
3.     Листья (какие?)  упавшие.
Морфологический разбор
деепричастия

Схема морфологического разбора

1. Часть речи (Особая неизменяемая форма глагола).Общее значение.
2. Морфологические признаки:
    Начальная форма (неопределённая форма глагола).
    Постоянные признаки.
    Вид (совершенный или несовершенный).
    Возвратное или невозвратное.
3. Синтаксическая роль.

Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу
(М. Лермонтов)
Образец устного  разбора
Держа – особая форма глагола – деепричастие;
Начальная форма – держать.
Несовершенный вид, неизменяемая форма, невозвратный.
Синтаксическая роль: сходила (как?) держа кувшин над головой.
Образец письменного  разбора
Держа – особая форма глагола – деепричастие;
1.     Сходила (как?) держа., нач. ф. – держать.
2.     Несов. вид, неизм. ф.
3.     Сходила (как?) держа кувшин над головой.





Схема 2.


Морфологический разбор
наречия

Схема морфологического разбора
1.     Часть речи.
2.     Разряд по значению.
3.     Степень сравнения (если есть).
4.     Синтаксическая роль.

Образец устного разбора
Он так тонко объяснялся по-французски, что невольно присвистывал и гнусавил, говоря по-русски. (Ю. Тымянов)
По-французски – наречие.
Объяснялся (как?) по-французски; определительное, образа действия,
не изменяется.
Синтаксическая роль
Объяснялся (как?) по-французски – обстоятельство.

Образец письменного разбора
1.           По-французски – наречие.
2.           Объяснялся (как?) по-французски: опред., обр. действ., неизмен.
3.           Синтаксическая роль объяснялся (как?) по-французски.



Морфологический разбор
союза

Схема морфологического разбора
1.       Часть речи.
2.       Морфологические признаки:
постоянные: разряд по значению (сочинительные или подчинительные), простой или составной;
не изменяется
    3.   Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Образец устного разбора
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой  (Л.Толстой).
Но союз, служебная часть речи, сочинительный (противительный), простой, одиночный, непроизвольный. Употреблён для связи частей сложносочинённого предложения.
Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Образец письменного разбора
1.               Но – союз.
2.               Пост. признаки: сочин. прост;
3.               Членом предлож. не явл.

Морфологический  разбор предлога

Схема морфологического разбора
1. Часть речи.
2. Морфологические признаки:
    постоянные:
    разряд по происхождению (производный или непроизводный).
    разряд по структуре (простой, сложный, составной)
    со словом, в каком падеже употреблено.
    не изменяется.
3. Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Образец устного разбора

Не спорь ради спора  (Л.Толстой)
Ради (спора) – предлог, непроизводный, простой, употреблён с существительным в родительном падеже, выражает целевые отношения.
Не изменяется.
Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Образец письменного разбора

1.  Ради спора – предлог.
2.  Пост. признаки: непроизвод., прост.
    не измен.
3.  Не явл. членом предлож.
                                                                                   

Морфологический  разбор  частицы

Схема морфологического разбора
1.                Часть речи.
2.                Разряд по значению.
3.       Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Образец устного разбора
Почти все гости были мне совершенно незнакомы  (И.Тургенев).
Почтичастица, смысловая, определительно-уточняющая.
Синтаксическая роль: не является членом предложения.
Образец письменного разбора
1.     Почти – частица
2.     Пост. признаки част., смысл., определ.-уточн.,
неизмен.
3.     Членом предлож. не явл.

Морфологический разбор междометия

Схема морфологического разбора
1.                Часть речи.
2.                Разряд по значению.
3.                Разряд по происхождению.
Образец устного разбора
Тсс...  Егор Нилыч спит...  (А.Чехов).
Тсс… междометие, императивное, выражает повеление замолчать, непроизводное.
Синтаксическая роль: не является членом предложения.

Образец письменного разбора

1.     Тсс… - междомет. императ., выраж. повел. замолчать, непроизвод.
2.     Членом предлож. не явл.







ВХОЖДЕНИЕ В ДЕНЬ.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
 Доброе утро всем!
Доброе утро МНЕ!

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утровсем, кому нравится такая погода,как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет знать, ... (н-ер, какую работу выполняют Ь и Ъ знаки!

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё  (во  мне)!
Весь мир восхищается только вами! 

Приветствие - кричалка:

Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!



КАМЕРТОН
или как за 1 - 2 минуты переключить внимание детей и быстро и активно включить в учебную деятельность
 Полилоги:
У. – Поговорим?
 Д. – Поговорим!
У. - А знаете о чём?
 Д. – О чём?
 У. – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
 Д. – Поговорим! Нам будет интересно!

У. – Дети, вам тепло?
 Д.- Да!
 У. – В классе светло?
 Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
 Д. – ДА!
 У. – Уже закончился урок?
 Д. – Нет!
 У. - Только начался урок?
 Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
 Д. – Да!
 У. – Значит можно всем садиться!


У. – Настроенье каково?
 Д. – Во!
 У. – Все такого мнения?
 Д. – Все без исключения!
 У. – Математика - наука!
Д. – Ей хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем не лениться!

 У. – Помните ли вы значение слова УРОК? - Что значит У?
 Д. – Свет!
  У. – Что значит РОК?
Д.- Судьба!
 У. – Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?
 Д. – Настроение должно быть хорошим, деловым.
 У. – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.
 Д. – Спасибо!

 У. – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы …
 Д. – Смотреть и находить
. У. – Рот, чтобы …
 Д. – Поглощать пищу.
 У. – Всё нужно самому себе, кроме …
 Д. - Улыбки!
У. – Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо!
 Д. – Улыбка, это прямая, которая выпрямляет всё!
 УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ!
 Установка.

 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

 Начало урока стишком или музыкой:
 Всем! Всем! Добрый день!
 Прочь с дороги, наша лень!
 Не мешай трудиться!
 Не мешай учиться!

Или
 Идеями делись, пробуй и ищи!
 Будет трудно – не пищи!

 - 1,2,3 (хлопаем в ладошки 3 раза)
 – Слушай (показываем руками на уши) - и смотри ( показываем руками на глаза)
 - 3,2,1 (хлопаем в ладошки 3 раза)
 - Мы начнём сейчас! (Протягиваем навстречу классу руки ладонями вверх)

 Минутки создания хорошего настроения ( в парах)
  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
 - Желаю (большой)
 - Успеха (указательный)
 - Большого (средний)
 - Во всём (безымянный)
 - И везде (мизинец)
 - Здравствуй! (вся ладошка)
 Снять агрессию помогают стихи и рукопожатия.
 - Здравствуй! (соединяют ладошки)
 - Успехов! (рукопожатие)
- Счастливого дня! (соприкасаются щеками)
 - В котором мы будем с тобою друзья! (обнимаются)

 У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
 Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)
 - Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)
 - Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)
 - Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)
 - Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Открытие двери (если учитель входит в класс) или закрытие двери (если учитель встречал детей в классе)
 АПЛОДИРУЕМ! (мощная моторика) Встретим друг друга аплодисментами, переходящими в овации.
Похвала. Благодарность. Поддержка. Взаимооценка. Карта поддержки.
 1. Здорово у вас получилось!
 2. Мы очень рады за вас.
 3 . Мы гордимся вами!
 4. Вы – молодцы!
 5. Примите наши восхищения!
6. Вы нашли блестящее решение!
 7. Это успех!
 8. Не волнуйтесь, всё будет хорошо!
 Рефлексия.

 1. Весь урок у меня было … настроение
 - бодрое             - тревожное
 - светлое            - сонное
 - загадочное      - печальное
 - уютное             - мечтательное
 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными
 - скучными
 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
 - на высоком уровне
- на необходимом уровне
 - мне ещё надо поработать
- мне нужна помощь
 4. Мне приятно было работать с … .
 5. Мне больше всего понравилось на уроке: … 

Начать урок лучше с минуты тишины,
либо со стишка хором


Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Иногда это просто зарядка без слов- начнём урок с зарядки- лень прогоним, сон прогоним...
или смотря какой предмет начнётся:

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой Я.
Она сложна ,но без неё-
Плохое было бы житьё!

если математика -другие слова:

Математика сложна,
но скажу с почтением-
математика нужна
всем без исключения.

На чтении можно :
Как хорошо уметь читать...
или
Ты прочтёшь про всё на свете:
Как летают на ракете
Сколько есть на небе звёзд
Как устроен длинный мост
Как железо добываю
Как микробы изучают
Как Америку открыли
Как на льдине люди жили...
О животных и о птицах
И о пчёлах -мастерицах...

другие предметы:

"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"


Быть должны у нас в порядке,
Ручки ,книжки и тетрадки,
А девиз у нас какой?
Всё, что надо под рукой

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я ,друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь!

Конец урока
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями
А волшебный ключ к ученью:
Упорство и терпенье,
Чтобы всё вам не забыть,
Лучше вспомнить, повторить.
Повторенье – мать ученья, так уж говориться,
И для усвоения лучше повториться.
***
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание:
(….),
Не вызовет оно проблем,
Решенье ход известен всем.
Урок закончен, друзья,
До скорого свиданья.




Календарне планування

Календарно-тематичне планування

уроків російської мови для  8 класу

за Програмою «Російська мова» (укладачі:  Курач Л. І., Корсаков В. О.,
Фідкевич О. Л., Кошкіна Ж. О.)
  Календарно-тематичне планування уроків російської мови для 8 класу розроблено відповідно до підручника “Російська мова. 8 клас (підручник для ЗНЗ з навчанням українською мовою, початок вивчення з 5 класу). Автори підручника: Полякова Т. М., Самонова О. І.


І семестр
Пор. №

Дата

Мовна тема уроку

Тема мовленнєвого спілкування

Примітка
1.

Читання. Удосконалення навичок читання.
Читання із захопленням.

2.

Монолог.Повторення вивченого про стилі мовлення. Особливості публіцистичного стилю мовлення.
Осінь: збір урожаю.

3.

Лексикологія. Фразеологія.Лексичні засоби та фразеологічні одиниці, притаманні публіцис-тичному стилю мовлення.
Аудіювання.Сприйняття на слух тексту, що містить фразеологічні одиниці.
Запорізька Січ.

4.

Лексикологія. Фразеологія. Запозичені слова.
Вивчаємо російську мову.

5.

Діалог.Поглиблення вивченого про діалогічне мовлення.
Вивчення мов.

6.

Морфологія.Повторення вивченого про числівник.
Цифри та числа в житті людини.

7.

Морфологія.Відмінювання числівників 50-80, 40, 90, 100.
У світі цікавого.

8.

Морфологія.Відмінювання числівників 50-80, 40, 90, 100(продовження).
Час.

9.

Монолог.Усний докладний переказ публіцис-тичного тексту-розповіді.
Відомі українки.

10.

Морфологія.Повторення вивченого про займенник.
Людина і природа.

11.

Морфологія.Відмінювання займенників.
Характер і вчинки людини.

12.

Морфологія.Правопис займенників ничего –нечего, никого – некого, ничему – нечему, никому – некому.
Влучні словосполучення.

13.

Монолог.Письмовий вибірковий переказ публіцистичного тексту-розповіді.
Обов’язок і героїчний вчинок.

14.

Повторення.Узагальнення та систематизація вивченого з тем: «Лексикологія. Фразеологія», «Числівник»,  «Займенник».
Контрольна робота№ 1: тестові завдання за мовними темами.
Природа.

15.

Діалог.Діалогіз початковою реплікою, що містить повідомлення. Оформлення початкової репліки-повідомлення.
Шкільне життя.

16.

Морфологія.Повторення вивченого про дієслово. Доконаний і недоконаний вид дієслова.
Людина: виховання.

17.

Морфологія.Доконаний і недоконаний вид дієслова.
Стосунки в родині.

18.

Монолог.Замітка в газету інформаційного характеру.
Вчинки людини.

19.

Морфологія.Загальне уявлення про дієприк-метник.
Вивчаємо російську мову.

20.

Морфологія.Дієприкметниковий зворот. Правопис нез дієприкметниками.
Вибір професії.

21.

Монолог.Особливості висловлювань розповід-ного характеру з елементами опису в публіцистичному стилі.
Творчість А. Куїнджі.

22.

Морфологія.Загальне уявлення про дієприслів-ник. Правопис не з дієприслівниками.
Комп’ютери.

23.

Морфологія.Дієприслівниковий зворот.
Читання книг.

24.

Аудіювання.Сприйняття на слух речень із дієприкметниковими та дієприслівниковими зворотами.
Явища природи: водоспади.

25.

Морфологія.Різноманітність значень прислівни-ків.
Література (книги).

26.

Орфографія.Букви о, епісля шиплячих на кінці прислівників.Не, нив прислівниках.
Голуб – птах-символ.

27.

Морфологія.Поглиблення вивченого про прийменник і сполучник.
Людина і тварини.

28.

Морфологія.Поглиблення вивченого про частку і вигук.
Вивчаємо російську мову.

29.

Узагальнення та систематизація вивченого з тем: «Дієслово», «Дієприкметник», «Дієприслівник», «Прислівник», «Службові частини мови», «Вигук». Контрольна робота № 2: тестові завдання за мовними темами.
Зимова природа.

30.

Контрольна робота №3: списування тексту.Читання.Читання вголос віршових та прозових текстів, що містять діалоги та монологи.
Зимова природа.

31.

Монолог.Особливості висловлювань розповідного характеру з елементами роздумів у публіцистичному стилі.
Дбайливе ставлення до природи.

32.

Читання.Сприйняття в прочитаному тексті різних аргументів при обговоренні проблеми.
Людина і суспільство.





ІІ семестр

Пор. №

Дата

Мовна тема уроку

Тема мовленнєвого спілкування

Примітка
33.
Діалог.Використання діалогу з метою спільного виконання навчальних завдань.
Козацька педагогіка.

34.
Читання.Робота з книгою: передмова в книзі.
Світ книг.

35.
Текст.Повторення вивченого про текст.
Природа та людина.

36.
Текст.Спонукально-вольова інформація, що прямо виражена в тексті.
Спілкування між людьми.

37.
Читання.Сприйняття  у прочитаному тексті прямо вираженої спонукально-вольової інформації.
Ставлення до близьких людей.

38.
Аудіювання.Сприйняття на слух текстів, що містять прямо виражену спонукально-вольову інформацію.
Хліб – усьому голова.

39.
Текст.Зворотній порядок слів як ознака стилістично забарвленого мовлення.
Виразність мовлення.

40.
Текст.Паралельний зв’язок між реченнями в тексті.
Спілкування.

41.
Читання.Зміст тексту. Підтекст твору.
“Підводні камені” спілкування.

42.
Аудіювання.Розуміння під час слухання прямо вираженого змісту та підтексту твору.
Стосунки між людьми.

43.
Монолог.Твір розповідного характеру з елемен-тами опису місцевості у публіцистичному стилі.
Моє улюблене місто
(Моє улюблене село).

44.
Речення.Повторення вивченого про відокремлені члени речення.
Шкільна праця.

45.
Речення.Відокремлення означень, що виражені дієприкметниковим зворотом.
Людина та природа.

46.
Речення.Відокремлення обставин, що виражені дієприслівниковим зворотом.
Людські якості.

47.
Речення.Зображувально-виражальні можливості дієприкметникових та дієприслівникових зворотів.
Краса слова.

48.
Повторення.Узагальнення та систематизація вивченого з тем: «Текст», «Відокремлені другорядні члени речення». Контрольна робота № 4:  тестові завдання за мовними темами.
Вивчаємо російську мову.

49.
Монолог.Вибірковий переказ тексту публіцистич-ного стилю з елементами опису місцевості.
Людина та природа.

50.
Речення.Складносурядне речення. Інтонація та сполучники.
Людина та природа.

51.
Речення.Смислові відносини між частинами складносурядного речення.
Природні явища: дощ.

52.
Речення.Уживання складносурядних речень в усному та писемному мовленні.
Людина й краса навколишнього світу.

53.
Монолог.Опис пам’ятки історії та культури у публіцистичному стилі.
Пам’ятки історії та культури.

54.
Речення.Складнопідрядне речення.
Про необхідність навчатися.

55.
Речення.Кома у складнопідрядному реченні.
Вчимося вчитися.

56.

Речення.Різноманітність смислових відносин між головною та підрядною частинами у складнопід-рядному реченні.
Людські якості.

57.
Речення.Різноманітність смислових відносин між головною та підрядною частинами у складнопід-рядному реченні (продовження).
Людські якості.

58.
Контрольна робота № 5:  зорово-слуховий диктант.


59.
Аудіювання.Сприйняття на слух особливостей складносурядних та складнопідрядних речень.
Значення знань для людини.

60.
Монолог.Твір-роздум на морально-етичну тему.
Морально-етичні правила поведінки.

61.
Речення.Непряма мова.
Стосунки між людьми.

62.
Речення.Заміна прямої мови непрямою.
Виразність мовлення.

63.
Контрольна робота № 6:  письмовий переказ.


64.

Аудіювання.Сприйняття на слух особливостей речень із прямою та непрямою мовою.
Козацтво.

65.
Читання.Цитування в книгах різних жанрів.
Комп’ютерний переклад.

66.

Повторення.Узагальнення та систематизація вивченого з тем: «Складне речення», «Пряма та непряма мова». Контрольна робота № 7:  читання мовчки.
Людина та навколишнє середовище.

67.
Аудіювання.Сприйняття на слух текстів, що містять аргументацію для доказу різних точок зору.
Комп’ютер – друг чи ворог?

68.
Діалог.Відтворення та складання діалогів.
Мова – частина культури.

69.
Контрольна робота № 8: аудіювання,тестові завдання за мовнимитемами.


70.
Підсумковий урок. Повторення вивченого у 8-му класі.
Людські якості: хоробрість.




















6кл    Имя существительное как часть речи

Цель: дать учащимся понятие о существительном как части речи, научить находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, карточки с разноуровневыми заданиями
                           Ход урока
I Объявление темы и цели.
II Актуализация опорных знаний
1.Вопросы к учащимся:
- Что вы знаете о существительных?
-На какие вопросы отвечает?
- Приведите примеры существительных, которые отвечают на вопрос кто?
2. Слово учителя. В сказочном царстве Лингвинии (а такое царство существует) Язык является могущественным королём, Грамматика - строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.
3. Слово учителя об имени существительном как части речи.
4. Разноуровневые задания.
1) Записать существительные в три колонки: м.р; ж.р; с.р. (4-5б)
Лев, окно, телефон, антилопа, сосна, морковь, молоко, снегопад, автомобиль, вокзал, поле, скала, облако, полотенце.
2) Выписать сущ., определить род, число. Подчеркнуть сущ., отвечающие на вопрос кто? (6-7б)
Утро выдалось тёплым. Миша вышел в сад. Каждое утро он любовался синими колокольчиками. Сегодня к его любимым цветам прилетел мотылёк. На листьях и  в чашечках цветков сияли росинки.
3) Записать предложения. У существительных выделить окончания, определить падеж
У дороги лежал толстый крепкий жёлудь. Около жёлудя остановился муравей, потрогал его лапкой и побежал дальше. Тучка сбросила на жёлудь капельку воды, чтобы он пророс.


 Слово учителя: запишите , пожалуйста, основные грамматические признаки существительного:
- категория рода ( м.р-ж.р-с.р)
-категория числа (ед.ч, мн.ч)
-категория падежа
- категория склонения.
5 Работа с учебником §21, упр. 130 (у)- выразительно прочитайте стихотворение. Назовите существительные.
-Упражнение 134 –письменно. Запишите существительные по образцу, обозначьте суффиксы:
Стекольщик, доменщик…
6. Определение синтаксической роли существительного.
Спит под снегом мир растений. Спят в земле корешки трав и полевых цветов. Зимняя река- царство сна. Там прекращается жизнь с наступлением холодов. Спят водоросли, лягушки и водяные жуки.
Рефлексия: подведём итоги
- какая часть речи называется существительным?
- приведите примеры существительных, называющих живые  существа
-какие признаки существительного постоянны?
- какова синтаксическая роль в предложении?
Домашнее задание: §21, А- Упр.136 Спиши слова, обозначь в них суффиксы

Б- Упр. 139. Прочитай и отгадай загадки. Выпиши существительные с суффиксами -ек, ик. Какое значение придают эти суффиксы совам?












 8 кл ТКР №3 « Обособленные второстепенные члены предложения»





1в.
1.      Образовать причастия от глаголов; с одним из них составить предложение:
 мыться, шить, работать, висеть.


2.В каком из предложений есть обособленные члены?
            А. Семиклассники усталые и довольные вернулись домой с экскурсии.
            Б.Довольные экскурсией семиклассники вернулись домой только к вечеру.
            В.Доступный учебник – настоящий помощник школьника.
Спишите его, правильно расставляя знаки препинания.


3. Запишите предложения, выделив обороты; составьте схемы предложений
-  Гуси пролетавшие в вышине сильно кричали.
- Книга понравившись читателям будет жить в их памяти всегда.

4. Запишите перевод словосочетаний на украинский язык (парами)
возвратившиеся с юга птицы-
внезапно налетевший ветер-
осыпавшаяся от ветра рябина-
ожившие весной берёзы-

5. Дополните предложения, используя деепричастные обороты
- Соловей поёт…
- Бежит ручей…
6. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
 А. Испугавшись грома большой зелёный кузнечик прыгнул в окно.
Б. А он мятежный просит бури…

В. Лес приблизившись превратился из голубого в зелёный.


1. Образовать деепричастия от глаголов; с одним из них составить предложение:
бороться, строить, веселиться, войти.

2.Выбрав правильный вариант ответа, укажите, какой второстепенный член обособлен в данном предложении:
Ещё прозрачные,  леса как будто пухом зеленеют.
А.  Обстоятельство
 Б. Определение
 В.Дополнение


3. Запишите предложения, выделив обороты, составьте схемы
- Класс побывавший в Киеве остался доволен поездкой.
- Добрая весть обрадовав нас заставила работать быстрее.

4. Запишите перевод словосочетаний на русский  язык (парами)
Загорілий на сонці хлопець -
позеленіла навесні трава –
пожовкле від засухи листя –
низько навислі хмари –

5. Дополните предложения, используя причастные обороты
Гром гремит…
Волны ревели…

6. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите предложение с обособленным определением,  выраженным  причастным оборотом.
А. Гроза медленно накопившаяся за весь день разразилась с новой силой.
Б. Огромный град падал на землю высоко подпрыгивая потом кверху.
В. Картины посвящённые Лермонтову не потеряли своей притягательной силы до сих пор.





8 КЛАСС
Контрольная работа
Сложносочинённое предложение

 1. Какое из предложений является сложным?
 А.Было уже поздно, и над садом светила полная луна.
 Б.День был пасмурный, но тёплый.
 В.Ветер пронёсся над садом, завыл в печных трубах, промчался по комнатам и
    снова улетел в поле.
 Приведи свой пример сложного  предложения.

2.Какое из предложений является сложносочинённым?
А.Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако.
Б.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
 В.Луны не было на небе, она в эту пору поздно всходила.
Измени бессоюзное предложение, превратив его в сложносочинённое.
Покраснела рябина, посинела вода.

3.В каком из предложений указывается на одновременность событий?
А.То светило солнце, то шёл дождь.
Б.Берёзы уже распустились, но дубы ещё стояли обнажёнными.
В.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом    блестит.
Приведи свой пример предложения, имеющего такое же значение. Какой вид со­чинительных союзов здесь использован?

4.В каком из предложений использован противительный союз?
 А.Последние тени сливались, да тьма синела.
Б.Корень учения горек, да плод его сладок. 
В.Только иволги кричат, да кукушки отсчитывают непрожитые годы.
Составь предложение с разделительным союзом.

5.В каком из предложений допущены ошибки в употреблении знаков препина­ния?
А.В короткие зимние ночи рано спускается сумрак и окутывает всё вокруг мглой.
Б.В короткие зимние ночи рано спускается сумрак и мгла окутывает всё вокруг.
В.В короткие зимние ночи мгла окутывает всё вокруг, и так уютно слушать вой метели у жаркой печки.
Выписать это предложение, правильно расставляя знаки препинания.

6.Какое из предложений соответствует схеме  [   ],и [   ],и [   ].
А.С каждой секундой ропот становился громче и громче и слышался со всех сторон.
Б.Мороз сердито застучал в окно, и ветер запел о чём-то в каминной трубе, и на душе стало тоскливо.
В.Эта дорога и трудна, и опасна.
Продолжить предложение так ,чтобы оно стало сложным
Выкатилось над луговой стороной солнце




8  класс
Языковая  тема 
«Сложноподчинённое  предложение»
1.Какое из предложений является сложноподчинённым?
         А.Под вечер мы вышли на поляну, на которой  рос огромный дуб.
         Б.То светило солнце, то шёл дождь.
         В.Лето выдалось серое и холодное, деревья были мокрые.
Построить схему этого предложения. Привести пример сложноподчинённого предложения с таким же союзным словом.

2.В каком из предложений неправильно расставлены знаки препинания?
         А.В книге, что подарил мне приятель, рассказывается о жизни знаменитого
путешественника.
         Б. Лес, куда ребята ходили за ягодами был совсем недалеко.
В.Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида.
Перепиши это предложение, исправляя ошибку.

3.В каком из предложений смысловые отношения между главным и зависимым
требуют союзного слова «который»?
           А.Дисциплина труда – понятие широкое …самая первая заповедь – дорожить
рабочим временем.
         Б.Не достигнет высоких рубежей  человек…не привык к ответственности.
         В.Не заслуживает уважения работник… он не собран и пассивен.
Составь сложноподчинённое предложение с «который», запиши,правильно расставляя
знаки препинания.

4.В каком предложении части связаны смысловыми отношениями времени?
         А.Ночь была такая тихая, что даже осины замерли и не дрожали листьями.
         Б. Там, где раньше было устье реки, тропа взбирается на гору.
         В.Пока не взошло солнце, дышать было легко.
Приведи свой пример предложения со смысловыми отношениями времени между
главной и зависимой частями.

5.Какое из предложений является сложносочинённым?
         А.Пора было готовиться к выступлению, и мы заторопились домой.
         Б.Что в час написано, то в час и позабыто.
В.У того, кто откладывает работу на завтра, она никогда не закончится.
Измени предложение так ,чтобы оно стало сложноподчинённым.

6.Какие из союзов и союзных слов могут быть использованы в сложноподчинённом
предложении для выражения отношений причины?
         А. Где, откуда,  куда.
         Б. Который, какой, что.
В.Потому что, так как, оттого что.
Приведи пример подобного предложения.



8  КЛАСС
ЯЗЫКОВАЯ  ТЕМА  «МЕСТОИМЕНИЕ.ИМЯ  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
          1.При склонении какого из местоимений допущена ошибка?
А. И.этот             Б. И.такой                В.  И.мой
     Р.этого                Р.такому                       Р.моего
    Д.этому              Д.такого                        Д.моему
    В.этот                 В.такого                        В.моего
    Т.этим                Т.таким                         Т.моим
    П.об этом           П. на таком                   П. о моём
Списать,поставив местоимения в нужном падеже,указать падеж.
       1.Родина без (каждый) из нас обойтись может,но никто из нас без неё не может обойтись.2.Труд имеет (такой) значение в жизни человека,что без него она теряет
свою силу.
           2.Какое из утверждений является правильным?
     А.Префиксы местоимений НЕ- и НИ- всегда пишутся слитно.
     Б. Префиксы местоимений НЕ- и НИ- всегда пишутся раздельно.
     В.Правописание местоимений зависит от наличия предлога.
Списать,раскрывая скобки.
     1.(Не)(с)кого спрашивать,если сам виноват.2.Родную мать(ни)кем не заменишь.
          3.Местоимения какой группы являются вопросительными?
     А.Мой,твой,свой,
     Б.Этот,таков,такой.
     В.Какой,чей,который.
Просклонять местоимение  ЧЕЙ,
          4.В каком из предложений допущена ошибка в употреблении имени числительного?
     А.Из девяносто спортсменов лишь трое займут призовые места.
     Б.На солнце температура достигала сорока градусов.
     В.В справочнике насчитывается около девяноста фотографий.
Просклонять словосочетание  СТО  МЕТРОВ.
          5.В какой группе перечислены имена числительные,в которых при склоне-
нии изменяются обе части?
     А.Сорок,девяносто,сто.
     Б.Семнадцать,двенадцать,пятнадцать.
     В.Семьдесят,двести,шестьсот.
Просклонять имя числительное  ШЕСТЬСОТ.
          6.Указать правильный перевод на русский язык словосочетания ПОНАД  ВІСІМСОТ РОКІВ.
     А.Свыше восемьсот лет.
     Б.Свыше восьмисот лет.
     В.Свыше восьмиста лет.
Списать,заменяя цифры словами.

     Земля обращается вокруг Солнца в течение 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.



8  КЛАСС
Контрольная  работа  по  теме «Глагол, причастие, деепричастие»

1.Группой  причастий  является:
         А.Строить,программировать,потемнеть.
         Б.Исполняемый,видевший,посеянный.
         В.Покупая,выкрасив,чувствуя.                                           х
Приведите 3 примера  словосочетаний  ПРИЧАСТИЕ+СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

2.В какой группе слов представлены глаголы несовершенного вида?
         А.Написать, увидеть, выучить.
         Б.Выписывать, прочитать, заучить.
         В.Выдумывать, рисовать, изучать.
Запишите предложение, определите вид глагола.
         Без труда  н…каких  сп…собностей  в себе (не)распознаеш(?)

3.Группой слов,которые пишутся с НЕ слитно,являются:
         А.(Не)отправленные  мною  письма,(не)замеченная  тобою  ошибка.
         Б.(Не)исследована,(не)вынута.
         В.(Не)мигающий  взгляд,(не)навидевший  ложь.
Раскройте скобки,запишите:
   Работа (не)выполнена; (не)заученные,а осмысленные правила;
(не)решённый пример; (не)раскрытые до сих пор тайны; (не)просохшая,а влажная трава; руки (не)вымыты.

4.Группой  деепричастий  является:
         А.Говорящий,увиденный,прибывший.
         Б.Приклеить,вырастить,озарять.
         В.Располагая,увидев,пересадив.
Образовать  деепричастия  от  глаголов  заморозить,купить,приклеить.

5.Группой  деепричастий  с  НЕ  является:
         А.(Не)просохший,(не)выученный,(не)решённый.
         Б.(Не)навидеть,(не)выполнить,(не)участвовать.
         В.(Не)глядя,(не)опоздав,(не)годуя.
Спишите  эти деепричастия,раскрывая  скобки.

6. Назовите причину использования предложений с обратным порядком слов.
         А. Недостаточное владение речевыми навыками.
         Б.Влияние языковой среды.
         В. Авторский замысел.
Выпишите текст, в котором использован обратный порядок слов.
 І.Кроме учебников, существуют альтернативные источники информации. Всегда к услугам учащихся Интернет, справочники, энциклопедии.
II.Готовясь к урокам, мы часто используем дополнительные материалы. Их источником могут быть справочники, энциклопедии, Интернет.

8  класс
Языковая  тема «Служебные  части речи.Лексика.Стилистика»
1.Предложением с частицей,выражающей сомнение,является:
         А.Как печально,как скоро померкла заря!
         Б.Лишь немногие из участников соревнования добились выхода в финал.
         В.Я вряд ли смогу съездить с тобою за город.
Составьте и запишите предложение с модальной частицей,уточняющей значение отдельных слов в предложении. Уточняемое слово подчернуть.
2.Междометиями являются:
         А.Чуть(чуть),еле(еле).
         Б.Из(за),из(под).
         В.Ха(ха),ой(ой), ох(ох).
Раскройте скобки,запишите. С одним из междометий составьте предложение.

3.Группой словосочетаний,в которых слова с частицами пишутся через дефис,являет-
ся:
         А.Хотел(бы) поехать,поступил(бы) правильно.
         Б.Так(же),как и ты;то(же),что и всегда.
         В.Расскажи(ка) о поездке,вспомни(ка) загадку.
Какая ещё частица пишется со словами через дефис? Составьте  и запишите  с ней предложение.

4.Определить стиль.
         Дорогой ценой достают(…)ся  людям знания. Но человек не был(бы) человеком, если (бы) ост…новился  опустил руки перед тем что сегодня каж…тся недосягаемым. И раскрывают(…)ся новые тайны пр…роды, появляют(…)ся на картах неведомые ранее острова расступают(…)ся земные недра. Во все времена жили живут и будут жить люди, которые готовы идти вперёд, прокладывая дорогу другим.
         А.Художественный.
         Б. Публицистический.
         В.Научный.
Списать,вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

5.Указать причину появления заимствованых слов.
         А. Появление новых  предметов и понятий.
         Б. Попытка приблизить язык к международным нормам.
         В. Обогащение  лексики родного языка.
Привести примеры заимствованных слов(6-7) , составить предложение с одним из них.

   6.В какой группе слов допущены ошибки?
         А.Асорти, апетит,балада.
         Б.Группа,килограмм, бассейн.
         В.Грамматика,программа, пассажир.
Списать, раскрывая скобки.
         Исполнить на (пианино),прийти из (кино), пришить пуговицу к (пальто), купить порцию (эскимо).
8 класс
Языковая тема «Обособленные члены предложения. Наречие»

1.В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка?
         А.Чёрный дым поднимавшийся из-за леса застилал горизонт.
         Б.Летающие над морем чайки тоскливо оплакивали уходящее лето.
         В. Берёза, склонившаяся над водой, отражалась в тихой воде.
Спишите это предложение, исправляя ошибку.

2.Предложением с деепричастным оборотом является:
         А.Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
         Б.Проснувшись, я стал собираться в школу.
         В.Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
Составьте предложение с деепричастным оборотом ВНИМАТЕЛЬНО ПРОСЛУШАВ ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

3. Найдите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
         А. Списывая домашнее задание у одноклассника, ты врял ли лучше усвоишь тему.
         Б. Списывая домашнее задание у одноклассника, учитель вряд ли поставит тебе хорошую оценку.
         В. Списывая домашнее задание у одноклассника, ты нашёл у него ошибку.
Спишите, устраняя ошибку.

4.Группой слов, в которой наречия выражают причину действия, является:
         А.Встать рано, лечь поздно, уехать вечером.
         Б. Войти тихо, спать крепко, читать внимательно.
         В. Наткнуться сослепу, не разобрать спросонья, обидеть необдуманно.
Приведите три примера словосочетаний с наречиями места.

5. Группой наречий с ошибкой в написании является:
         А. Где-нибудь, кое-как, ещё, горячо.
         Б. Свежё, коегде,   ещо, куданибудь.
         В. Где-то, лучше, как-либо, общо.
Спишите, исправляя ошибки.

6. Группой словосочетаний, в которую входят наречия с префиксом НЕ, является:
         А. Н…откуда позвонить, н…где приклонить голову.
         Б. Н…кому  помочь, н…сколько раз.
         В. Н…как не могу привыкнуть, н…чуть не сомневался.
Спишите эти словосочетания, вставляя пропущенные буквы и расставляя ударения.