неділя, 5 лютого 2017 р.

Имя существительное как часть речи







 6 класс                    Имя существительное как часть речи

Цель: дать учащимся понятие о существительном как части речи, научить находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, карточки с разноуровневыми заданиями
                                   Ход урока

I Объявление темы и цели.
II Актуализация опорных знаний
1.Вопросы к учащимся:
- Что вы знаете о существительных?
-На какие вопросы отвечает?
- Приведите примеры существительных, которые отвечают на вопрос кто?
2. Слово учителя. В сказочном царстве Лингвинии (а такое царство существует) Язык является могущественным королём, Грамматика - строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Именно от неё зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.
3. Слово учителя об имени существительном как части речи.
4. Разноуровневые задания.
1) Записать существительные в три колонки: м.р; ж.р; с.р. (4-5б)
Лев, окно, телефон, антилопа, сосна, морковь, молоко, снегопад, автомобиль, вокзал, поле, скала, облако, полотенце.
2) Выписать сущ., определить род, число. Подчеркнуть сущ., отвечающие на вопрос кто? (6-7б)
Утро выдалось тёплым. Миша вышел в сад. Каждое утро он любовался синими колокольчиками. Сегодня к его любимым цветам прилетел мотылёк. На листьях и  в чашечках цветков сияли росинки.
3) Записать предложения. У существительных выделить окончания, определить падеж
У дороги лежал толстый крепкий жёлудь. Около жёлудя остановился муравей, потрогал его лапкой и побежал дальше. Тучка сбросила на жёлудь капельку воды, чтобы он пророс.
 Слово учителя: запишите , пожалуйста, основные грамматические признаки существительного:
- категория рода ( м.р-ж.р-с.р)
-категория числа (ед.ч, мн.ч)
-категория падежа
- категория склонения.

5 Работа с учебником §21, упр. 130 (у)- выразительно прочитайте стихотворение. Назовите существительные.
-Упражнение 134 –письменно. Запишите существительные по образцу, обозначьте суффиксы:
Стекольщик, доменщик…
6. Определение синтаксической роли существительного.
Спит под снегом мир растений. Спят в земле корешки трав и полевых цветов. Зимняя река- царство сна. Там прекращается жизнь с наступлением холодов. Спят водоросли, лягушки и водяные жуки.
Рефлексия: подведём итоги
- какая часть речи называется существительным?
- приведите примеры существительных, называющих живые  существа
-какие признаки существительного постоянны?
- какова синтаксическая роль в предложении?
Домашнее задание: §21, А- Упр.136 Спиши слова, обозначь в них суффиксы

Б- Упр. 139. Прочитай и отгадай загадки. Выпиши существительные с суффиксами -ек, ик. Какое значение придают эти суффиксы совам?